Оборудование автомобиля
Автомобильный кондиционер: эксплуатация, обслуживание, ремонт
Лето игнорирует режим самоизоляции, проникая в каждый дом и в каждый автомобиль. Пришло время включать кондиционер. В этой статье мы расскажем о самых главных особенностях эксплуатации автомобильных климатических систем и мерах ухода за ними. Стоит ли охлаждаться?Начнем с простых советов о том, как правильно пользоваться автомобильным кондиционером, избегая простуд. Уверен, что читатели нашего журнала знают о том, где появились автомобильные кондиционеры, - разумеется, в США. С учетом того, что почти вся Америка южнее Сочи, это неудивительно. Так вот, культура охлаждения воздуха в салоне машин там развивалась очень давно, с подвигая местных ученых к изысканиям на эту тему. И в один прекрасный момент им удалось выяснить, что кондиционер помогает водителю. В первую очередь не терять внимание в сильную жару, что в несколько раз снижает вероятность возникновения ДТП. Кроме того, кондиционер убирает лишнюю влагу из салона, понижая утомляемость шоферов. Оптимальное пользованиеКроме того, заокеанские медики доказали, что охлаждать воздух в салоне машины не стоит сильнее, чем на 5-7 градусов по сравнению с уличной температурой. В салоне должно быть свежо, но не холодно, иначе вы рискуете простудиться. Также не стоит направлять на себя слишком сильный поток холодного воздуха, лучше «повернуть» его чуть в сторону или вверх. Как известно, горячий воздух поднимается выше, и если направить поток прохлады в потолок, салон быстрее освежится. Еще один совет гласит: не включайте кондиционер сразу, как только сядете в «пропеченную» солнцем машину. Это равносильно тому, что в раскаленной сауне плеснуть на себя ведро ледяной воды - шок для организма! Берегите стеклаТочно так же избегайте направлять поток холодного воздуха от кондиционера в раскаленном авто на лобовое стекло. От перепада температур оно может попросту треснуть. Особенно это актуально для пожилых иномарок, в современных транспортных средствах климатические системы научились автоматически защищаться от подобных бед. Лучше проехать пару минут с открытыми окнами и только потом включать кондиционер. Дистанционное охлаждениеЕсли в вашей машине установлена сигнализация с автозапуском, она станет хорошим подспорьем. Прогревать автомобиль зимой - полезно, а летом -невероятно комфортно, ведь вам не придется ждать, пока салон остынет. Просто запускаете двигатель из квартиры, и, пока дойдете до него, климатика создаст в салоне оазис. Для этого не отключайте автоматический режим климат-контроля или оставляйте кондиционер включенным (в случае с кондиционером не все авто поддерживают режим «памяти»), когда вечером покидаете авто. Но помните о воздушных заслонках и не направляйте поток прямо в лобовое стекло. Под колесом лужаПонимаю, что автомобильный кондиционер работает по принципу холодильника. Но все же расскажу любопытный факт. Вы замечали, что в холодильнике появляются наледь или капельки воды на задней стенке (если он оснащен системой no frost)? Это оседает влага из теплого воздуха. Так вот, при работе автомобильного кондиционера вода не замерзает, а вытекает через специальную дренажную трубку, чаще всего под одно из передних колес машины или в районе коробки передач. И если в жаркий день, включив кондиционер, вы обнаружите лужу воды под колесом, не пугайтесь - это нормально. Скопление влагиА вот если в сильную жару вы постояли на машине минут пятнадцать с включенным кондиционером» а под ней сухо, есть повод обеспокоиться. Дело в том, что иногда дренажная трубка засоряется и конденсат начинает скапливаться в системе вентиляции, где начинают размножаться плесень и микроорганизмы, при включении обдува все они устремляются в салон. Это очень вредно, особенно для детей. Понять, что трубка засорилась, просто: сразу после включения кондиционера в салоне ненадолго появляется неприятный запах. Важно: слово «ненадолго» здесь ключевое. Если неприятный запах держится постоянно, это говорит об иной неисправности. Но об этом позже. Кроме того, засорение дренажа может создать настоящее болотистое озеро в системе вентиляции. В некоторых автомобилях скопившаяся вода портит исполнительные механизмы заслонок, которые не сказать чтобы баснословно дорогие, но для их замены нередко приходится снимать всю панель приборов. А эти работы действительно влетают в копеечку. И дай бог, если их выполнят грамотно и в машине после ремонта ничего не погорит и не выйдет из строя. Инспекция дренажаДренажную трубку рекомендуется инспектировать каждые полгода, перед летним сезоном, в начале весны и поздней осенью. Опытные мастера знают, где она расположена, но если вам самим интересно покопаться, поможет мануал к автомобилю или «Гугл». Разумеется, ее несложно прочистить и автолюбителю, с помощью подручных средств. Например, засунув в отверстие кусок пластиковой проволоки. Использовать металлическую крайне не советуем, есть риск повредить элементы заслонок климат-контроля. Кроме того, в большинстве современных моделей авто внутренняя часть дренажного канала защищена мембраной или обратным клапаном, который есть риск повредить механическим путем. Так что будьте осторожны при чистке дренажной трубки либо обратитесь к профессионалам, которые сделают комплексную диагностику системы кондиционирования и проведут весь комплекс работ по обслуживанию. Здесь зарождается жизньНо даже если дренаж не засорен, микроорганизмы потихоньку заселяют систему кондиционера. Происходит это из-за обилия влаги, которая конденсируется из внутрисалонного воздуха. Ведь, когда мы выключаем кондиционер и уходим домой, микроорганизмы получают в свое распоряжение тропический рай - летнее тепло и обилие воды для зарождения и поддержания жизни. Поэтому хотя бы раз в год стоит дезинфицировать систему кондиционера. Аэрозольный методДля этого, конечно, можно использовать аэрозольные средства из супермаркета или автомагазина, но помните: скорее всего, они просто на время замаскируют запах. Реальная дезинфекция достигается с помощью специальных обеззараживающих веществ и даже антибиотиков. Кстати, специалисты СТО могут почистить от пыли дефлекторы и воздуховоды, но такая услуга стоит дороже и актуальна для автомобилей, прошедших серьезную перекраску с обилием шпаклевки, или для машин преклонного возраста, в системе вентиляции которых за годы эксплуатации чего только не поселилось. Лайфхак: если вы все же решили воспользоваться дезинфицирующим баллончиком, не забудьте после этого сменить воздушный фильтр. Заслон для грязи и пылиСменить воздушный фильтр придется и в том случае, если даже в теплый день окна машины начинают немного потеть. Еще один признак его тотального засорения - постоянный неприятный (затхлый) запах в салоне. Отсюда лайфхак: если в дождливый прохладный день включить кондиционер, запотевшие стекла быстро «прояснятся», а вот если этого не происходит, фильтр салона - под замену. Менять фильтр стоит не реже чем раз в год. Хотя грамотные специалисты - и мы с ними солидарны - советуют делать это раз в полгода. Особенно последний совет актуален для аллергиков и для людей, которые часто возят в машине своих любимых детей. Замена салонного фильтраЕсли вы выбираете смену фильтра раз в год, делайте это весной, желательно в конце апреля - начале мая. Так вы успеете получить улучшенную защиту органов дыхания перед сезоном цветения. Кроме того, именно весной автомобильный трафик становится более интенсивным, а на дорогах появляется больше пыли. В том случае, если для вас необременительна смена салонного фильтра дважды в год, рекомендуем во второй раз делать это в конце сентября - начале октября. Благодаря чему вы избавитесь от грязи, накопленной за весну и лето, а также обеспечите себе идеальный обзор промозглыми осенними вечерами. Если говорить о выборе салонных фильтров, рекомендуем обращать внимание на угольные и противоаллергенные многослойные. Уровень хладагентаЕсли вы заметили, что воздух в салоне стал охлаждаться значительно хуже, при этом с фильтром все в полном порядке, возможно, снизился уровень газа фреона. На самом деле в подавляющем большинстве современных автомобилей в качестве хладагента применяется состав К-134 А с поэтичным названием тетрафторэтан, но большая часть специалистов предпочитают называть его по старинке - фреон. И их можно понять, попробуйте выговорить «тетрафторэтан» раз пятнадцать за день, скорее всего, вы эту работу бросите. Если потек «фреон»Если серьезно, то утечка хладагента из системы кондиционирования в принципе явление нормальное. Чаще всего он просачивается через резиновые уплотнения. Поэтому его уровень рекомендуется проверять раз в 2 года на автомобилях до 5 лет и раз в год на машинах постарше. С другой стороны, утечка утечке рознь. Если система теряет половину газа за месяц -налицо серьезная неисправность. Езжайте на сервис, где специалисты будут искать причину. Ведь, если ездить без «фреона», можно загубить компрессор кондиционера, что выльется в очень дорогой ремонт. Кстати, если кондиционер не включается вовсе, это может говорить о том, что компрессор уже приказал долго жить или в электрической системе управления поломка. Тогда точно на сервис. Примечание! Если кондиционер не включается при минусовой температуре, не паникуйте, в некоторых авто это нормально, прочитайте инструкцию. Проверяем радиаторыЕще одной причиной снижения эффективности работы кондиционера может стать загрязнение радиатора(конденсатора). Обычно он располагается перед радиатором охлаждения двигателя и принимает на себя все дорожные тяготы и невзгоды. Часто конденсатор засоряется в июле, «глотая» на каждом углу тополиный пух. Мыть его нужно нежно, проточной водой, не применяя мойки высокого давления и жесткие металлические щетки. Дело в том, что его алюминиевые соты разрушить очень просто, а поменять радиатор кондиционера на новый - дорого, так как придется разбирать всю переднюю часть автомобиля. Родственник КарлсонаКстати, может быть и еще одна проблема. Когда на ходу кондиционер работает нормально, а в пробке - не очень. И вроде уровень «фреона» в норме, и радиатор чист, как душа младенца, и салонный фильтр новый, но охлаждение недостаточное. Тут может быть дело в вентиляторе. Часть автомобилей имеют один-единственный вентилятор охлаждения для радиатора кондиционера и радиатора жидкостного охлаждения двигателя. В этом случае вы узнаете о неисправности «пропеллера» скорее по перегреву мотора, чем по потеплению в салоне. Но есть варианты машин, где на кондиционер ставят отдельный вентилятор. Так вот, в некоторых случаях в такой системе может выйти из строя реле включения вентилятора, тогда эффективность охлаждения воздуха в салоне снизится в разы. Еще реже ломается сам вентилятор, но и такое бывает. Полезные рекомендацииСкажем сразу, бывают и более специфические проблемы в работе автомобильного кондиционера, которые определить самостоятельно сложно, поэтому рекомендуем проверять систему на надежной СТО хотя бы раз в год. Квалифицированные специалисты почистят дренажную трубку, проведут дезинфекцию, уничтожив плесень и микроорганизмы; проверят воздушный фильтр, уровень хладагента и, если нужно, помоют конденсатор. Вся работа займет не больше часа, после чего в салоне снова будет чисто и свежо. Бонусный лайфхак: чтобы кондиционер работал долго, его надо включать раз в месяц, даже зимой, минимум на 7-10 минут. Это нужно для того, чтобы уплотнения трубок не ссыхались, а сальники не теряли эластичность. А также для того, чтобы насос получал смазку, а его подшипники не набивали канавок и изнашивались равномернее. |
Другие новости по теме:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.